Как правильно выбирать игрушки для ребенка?
Часто родители с большой гордостью говорят о том, что у их детей очень много игрушек. Но возникают вопросы, а какие это игрушки, для чего они предназначены?
Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая
- позволяет выражать свои чувства,
- исследовать окружающий мир,
- учит общаться и познавать себя.
Родители, вспомните свои любимые игрушки!
Это не обязательно огромные, дорогие роботы и медведи, куклы и электрические машины. У кого-то это маленький мишка, пупсик и т.д. Выбор игрушек должен осуществлять сам ребенок. Он способен из множества игрушек выбрать именно то, которое ему нужно. Зачем ребенку любимая игрушка? Затем, зачем нам взрослым нужны дети, коллеги по работе, друзья. У ребенка должна быть игрушка, память о которой он пронесет по всей жизни, а возможно и подарит своим детям вместе с чувством той близости и теплоты, которое они ощутили вместе.
У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, но их же и вспоминают в минуты детского горя, достают из угла и чинят, шьют новые наряды, пришивают уши, хвост.
В «подружки» маленькие мальчики и девочки, обычно берут Барби, Мишку, котенка, зайчонка, т.е. существо, очень похожее на человека, близкое ему и понятное.
Поэтому, узнав о заветной мечте ребенка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, а по-настоящему ли она ему нужна.
Конечно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующий развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. Не все игрушки покупаются в магазине, есть такие, которые можно сделать самим родителям.
Виды игрушек
- Игрушки из реальной жизни.
Кукольное семейство, кукольный домик, мебель, посуда, машины, часы, телевизоры, музыкальные инструменты, телефон железная дорога.
- Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию.
Солдатики, ружья, пистолеты, мячи, надувные «груши», подушки, резиновые игрушки, дикие животные, молотки, скалка и другие инструменты.
- Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.
Кубики, пирамидки, матрешки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки, краски, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия и т.д.
В этот период ребенку нужны не только разнообразные игрушки, но и предметы, которые вместо игрушек могут заменить любые реальные предметы. Это могут быть как мелкие, так и крупные и очень крупные предметы. Они нужны детям и дома, и на прогулке. Эти предметы могут быть в игре всем: от градусника и озера до парохода (диван).
Дети дошкольного возраста много фантазируют. Игра у них происходит как бы в воображаемом плане, а воображение ищет опоры в игрушке, в предмете. Такая игра нуждается в постоянной поддержке со стороны взрослых: следует подавать ребенку новые идеи, повороты игровых событий.
Автоматические и полуавтоматические игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребенка. Ребенку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.
Для каждого возраста свои игрушки, сначала это мягкие, потом пирамидки, кубики.
К трем годам набор игрушек расширяется. К ярким разноцветным игрушкам прибавляются простейшие конструкторы «Волшебный сундучок», «Сюрпризное яйцо», которое малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом, испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная понятная ребенку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «дочки-матери», в «папу и маму», в «магазин», «доктора» и т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.) Правильной будет покупка чайных сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отражающих различные стороны реальности. Стремление ребенка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – «бытовые игрушки» должны выглядеть как можно ближе к оригиналу и быть достаточно прочными.
К четырем годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребенка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся «ненужными», так как детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зеленые листья – деньгами. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребенку принесут не покупные дорогие игрушки, а сделанные своими руками вместе со взрослыми.
Не заставляйте никогда ребенка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции его развития и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребенку, которому не покупают такие игрушки.
Распоряжаясь сами игрушечным миром своего ребенка, вы можете выбросить его любимые игрушки, а они, как вы уже поняли, не обязательно должны быть самыми дорогими и большими. Нередко ребенку дороги совсем иные свойства игрушки.
Родители, при покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!
Удачи, мои дорогие родители, в выборе игрушек для вашего любимого ребенка.
С первых часов жизни малыш начинает знакомство с окружающим миром. Сначала наблюдает, слушает, затем узнает через тактильные ощущения, и в этом процессе большая роль отводится игрушке. Игрушки помогут развитию заложенных в ребенке личностных качеств и способностей. Поэтому выбирать игрушку нужно обдуманно. Ее главная роль – помочь в познании мира вещей, человека и природы.