Какую роль играет сказка в развитии ребенка?
Зачем же ребёнку сказка?
Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познание и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед.
Именно через сказки (Андерсена, братьев Гримм) ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены жизнеутверждающего смысла.
В сказках люди сталкиваются с добром и злом и для ребенка необходима игра воображения, образность, что в сказках получается очень легко. Наше понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.
В старинных сказках и историях повествуется о внутренних переживаниях, чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающихся в них действие часто противоречит обычной реальности. Например, махнула царевна рукой, и выстроился воздушный мост через реку. В реальности таких мостов не бывает. В сказке повествуется о внутренних переживаниях.
Взрослым, например, знакомо состояние поиска выхода из затруднения. Когда человек очень устает и хочет решить проблему. В сказках учат посмотреть на проблему по-новому, подойти к ней с фантастической нереальной стороны.
Ребенок легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе.
Сказки нельзя рассматривать как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребенку занятие;
- они очень существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей,
- способ снятия тревоги,
- способ воспитания уверенности в своем будущем.
С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его личности.
Например, жадному эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.
Почувствуйте и догадайтесь об эмоциональной проблеме вашего малыша: почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость).
Придумайте фантастическое существо, слегка внешне (глазами, ушами, волосами) и характером (робкий, драчун и т.д.) похожее на ребенка, у которого по сказочному сюжету появляется много возможностей и выборов для преодоления препятствий. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации. Рассказывая ребенку сказку, обязательно ее закончите сразу, старайтесь говорить ее своим обычным голосом и языком, доступным ребенку, усвоенным им в реальном общении с родителями.
Выбирая сказку для своего малыша, обязательно учтите, что в силу особенностей психо-эмоционального развития, необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна, безразлично или даже вредна. Для совсем маленьких лучше рассказывать сказку «Курочка Ряба», но рассказывать ее надо детям до 3 лет.
В раннем возрасте сказка «Колобок» безобидна, в 3 года ребенок может заплакать от того, что хитрая лиса съела Колобка.
Сказка Ш. Перро «Красная шапочка» полезна и интересна в 3-4 года, лучше рассказывать ее девочкам. Красивая, послушная, кроткая – все эти качества необходимы для развития в девочке женственности. Наказанием за непослушание и своеволие является встреча с волком и все неприятности с бабушкой. Мораль сказки глубока – девочка должна слушаться маму.
Понимая символический смысл сказок, вы научитесь выбирать их соответственно возрасту и эмоциональному состоянию вашего ребенка. Старайтесь рассказывать ребенку добрые волшебные сказки с хорошим началом, смыслом и концом.
В них главной идеей является победа добра над злом, все образы одухотворены. Энергетика сказочного образа накапливается через словесную энергетику. Энергетический накал сюжета выражается в восприятии его ребенком. Число героев невелико, сюжетные повороты мягкие, спокойные, красивые. Для того, чтобы вызвать образ на фоне словесного описания не должно быть стрессовых накалов и взрывов, страхов и ужаса. Возможны только усиливающиеся эмоциональные ожидания и вера в добро.
Появление «темных сил» смягчается элементами света (месяц, звезды, заря). Сказки должны быть эмоционально экологичны, бережливы по отношению к хрупкому душевному миру ребенка, не нести мрачности и тревожности.
Поэтому мудро выбирайте в богатой сказочной стране и сочиняйте те сказки, которые близки, полезны именно вашему ребенку.
Родителю необходимо воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи. Учить понимать смысл произведения, выразительно читать наизусть небольшие стихи.
Дети должны знать:
Русские сказки: «Волк и козлята», «Снегурушка и лиса», «Три медведя», «Кот, петух и лиса», «Рукавичка», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Лиса и заяц».
Сутеев В: «Цыпленок и утенок», «Кто сказал мяу?».
Стихи: Чуковский «Цыпленок», «Путаница», «Мойдодыр»,
Маршак С: «Сказка о глупом мышонке», «Тили-бом»,
Барто А:«Лошадка», «Машенька», «Мишка»,
Пушкин А.С. «Сказка о царе Гвидоне….», «Сказка о мертвой царевне».
Дети должны уметь воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов взрослых, читать наизусть небольшие стихотворения.
С удовольствием читайте ребенку сказки, обсуждайте их с ребенком.