Какую роль играет сказка в развитии ребенка?

   Зачем же ребёнку сказка?

Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познание и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед.

Именно через сказки (Андерсена, братьев Гримм) ребенок получает  глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения.   Даже  когда действующие  лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены жизнеутверждающего смысла.  

В сказках люди  сталкиваются  с добром и злом и для ребенка необходима игра воображения, образность, что в сказках получается очень легко. Наше понятие о добре предстает  в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.

В старинных сказках  и историях  повествуется о внутренних переживаниях, чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающихся в них действие часто противоречит обычной реальности. Например, махнула царевна рукой, и выстроился воздушный мост через реку. В реальности таких мостов не бывает. В сказке повествуется о внутренних переживаниях.

Взрослым, например, знакомо состояние поиска выхода из затруднения. Когда человек очень устает и хочет решить проблему.  В сказках учат посмотреть на проблему по-новому, подойти к ней с фантастической нереальной стороны.

Ребенок легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в  себе.

Сказки нельзя рассматривать как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребенку занятие;

  • они очень существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей,
  • способ снятия тревоги,
  • способ воспитания уверенности в своем будущем.

С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его личности.

Например, жадному эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому  помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.

Почувствуйте и догадайтесь об эмоциональной проблеме вашего малыша: почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость).

Придумайте фантастическое существо, слегка внешне (глазами, ушами, волосами) и характером (робкий, драчун и т.д.) похожее на ребенка, у которого по сказочному сюжету появляется много возможностей и выборов для преодоления препятствий. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации. Рассказывая ребенку сказку, обязательно ее закончите сразу, старайтесь говорить ее своим обычным голосом и языком, доступным ребенку, усвоенным им в реальном общении с родителями.

Выбирая сказку для своего малыша, обязательно учтите, что в силу особенностей психо-эмоционального развития, необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна, безразлично или даже вредна. Для совсем маленьких лучше рассказывать сказку «Курочка Ряба», но рассказывать ее надо детям до 3 лет.

В раннем возрасте сказка «Колобок» безобидна, в 3 года ребенок может заплакать от того, что хитрая лиса съела Колобка.

Сказка Ш. Перро «Красная шапочка» полезна и интересна в 3-4 года, лучше  рассказывать  ее девочкам. Красивая, послушная, кроткая – все эти качества необходимы для развития в девочке женственности. Наказанием за непослушание и своеволие является встреча с волком и все неприятности с бабушкой. Мораль сказки глубока – девочка должна слушаться маму.

Понимая символический смысл сказок, вы научитесь  выбирать их соответственно возрасту и эмоциональному состоянию вашего ребенка. Старайтесь рассказывать ребенку добрые волшебные сказки с хорошим началом, смыслом и концом.

В них главной идеей является победа добра над злом, все образы  одухотворены.  Энергетика сказочного образа накапливается через словесную энергетику. Энергетический накал сюжета выражается в восприятии его ребенком. Число героев невелико, сюжетные повороты мягкие, спокойные, красивые. Для того, чтобы вызвать образ на фоне словесного описания не должно быть стрессовых накалов и взрывов, страхов и ужаса. Возможны только усиливающиеся  эмоциональные ожидания  и вера в добро.

Появление «темных сил» смягчается элементами света (месяц, звезды, заря). Сказки должны быть эмоционально экологичны, бережливы по отношению к хрупкому душевному миру ребенка, не нести мрачности и тревожности.

Поэтому мудро выбирайте в богатой сказочной стране и сочиняйте те сказки, которые близки, полезны именно вашему ребенку.

Родителю необходимо воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи. Учить понимать смысл произведения, выразительно читать наизусть небольшие стихи.

      Дети должны знать:

Русские сказки: «Волк и козлята», «Снегурушка и лиса», «Три медведя», «Кот, петух и лиса», «Рукавичка», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Лиса и заяц».

Сутеев В: «Цыпленок и утенок», «Кто сказал мяу?».

Стихи: Чуковский «Цыпленок», «Путаница», «Мойдодыр»,

Маршак С: «Сказка о глупом мышонке», «Тили-бом»,

Барто А:«Лошадка», «Машенька», «Мишка»,

Пушкин А.С. «Сказка о царе Гвидоне….», «Сказка о мертвой царевне».

Дети должны уметь воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов взрослых, читать наизусть небольшие стихотворения.

С удовольствием читайте ребенку сказки, обсуждайте их  с ребенком.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *