План
- Готовность к школе – что это такое?
- Составляющие готовности к школе
- мотивационная и личностная
- волевая
- интеллектуальная
- зрительно-моторная координация
- социально-психологическая
- Портрет идеального школьника
- Признаки неготовности ребенка к школе
Родителей очень волнует вопрос: «Что такое готовность к школе?» Под понятием «готовность к школе» понимается не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.
Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? это прежде всего мотивационная, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. А теперь подробно о каждой составляющей «готовности к школе».
Мотивационная и личностная готовность
У ребенка должно быть желание учиться. Желание пойти в школу и желание
учиться отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу т.к. все его сверстники туда пойдут, т.к. слышал дома, что учиться в гимназии очень важно и престижно, к школе он получил ранец, пенал, подарки. Это еще не значит, что дети осознали важность обучения. Важна внутренняя позиция дошкольника, когда ребенок стремится в школу т.к. хочет быть взрослым, иметь определенные права и обязанности (рано вставать, готовить уроки). Ребенок знает и принимает факт, что уроки нужно делать. Это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника, иметь права и обязанности, и составляют внутреннюю позицию школьника. Такая позиция формируется почти у всех детей к 7 годам.
Важно рассказывать детям о том, что значит быть школьником, почему он становится взрослым, и какие обязанности он будет выполнять. Внутренняя позиция школьника, т.е. стремление в школе и готовность соблюдать школьные обязанности и правила являются основой психической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ребенок будет чувствовать себя комфортно. Иначе ребенок не сможет хорошо учиться т.к. школьная обстановка будет ему в тягость.
Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития и мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Таким образом, необходимо обратить внимание на формирование у ребенка более сознательного стремления к школе и школьным обязанность.
Волевая готовность
Необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Ученик должен уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои желания и побуждения. Необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую он получает от взрослого. При этом обязательно просите детей повторить ваши слова, чтобы убедиться, что они все услышали и правильно поняли. Для тренировки волевой готовности применяют графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты под диктовку.
Если ребенок забывает последовательность фигур, начинает отвлекаться, делает много ошибок, то можно сказать о недоразвитии волевой готовности и о неготовности к школьным занятиям.
Интеллектуальная готовность
Главная составляющая психологической готовности к школе – наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, который и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления и дает возможность ребенку считать, писать. У ребенка должны быть кругозор, запас конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако в основном мышление остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их заместителями. Должна быть сформирована знаковая функция сознания. Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определенные знак, буквы, цифры, которые замешают реальные предметы. Вы можете объяснить ребенку, что для того, чтобы посчитать сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно их обозначить палочками. Такие рисунки – чертежи становятся все более условными, дети могут нарисовать данные обозначения в уме, в сознании возникает «знаковая функция понимания». У детей формируется операция обобщения – одна из главных операций логического мышления, формируются понятия. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, умение выделять учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
- дифференцированное восприятие;
- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
- логическое запоминание;
- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
- развитие тонких движений руки и зрительно – двигательных координаций.
Зрительно – моторная координация
Двигательное развитие имеет большое значение для психической готовности к школе. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы ребенок не уставал так быстро при письме.
У него должно быть сформировано умение внимательно рассмотреть предмет, картинку, выделить отдельные предметы. Важна координация движений руки и глаза между собой, для этого необходимы согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую им дает глаз. Можно использовать копирование по образцу.
Социально – психологическая готовность
Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым, они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Задания, которые даются при поступлении в школу, направлены на выявление тех качеств, о которых мы с вами говорили. Дети, которые достаточно подготовлены к школе, легко с ними справляются.
Портрет идеального школьника
Школа место, где учат и учатся. Все время узнаешь, что то новое, становишься старше и умнее. Учеба – это работа, к ней надо относиться всерьез, т.е. мотивационная готовность, внутренняя позиция школьника.
Учитель – знающий, уважаемый человек. Он справедлив и всех любит одинаково, отметку ставит за знания. Приятно получать «5», но если не всегда получается, то надо стараться и тогда получится. Лучшие дети в классе те — кто выполняет школьные правила, старательно учится и помогает товарищам. У идеального первоклассника есть специальная домашняя тетрадка для самостоятельных упражнений.
Ребенок принимает учебную задачу, которая состоит в овладении новыми знаниями и умениями. Он обращает внимание на способ выполнения действия, которое определяет качество получаемого результата, он владеет особым действием самоконтроля, проверка правильности выполнения задания.
Ребенок на уроке внимателен, не носит с собой игрушки. Он научился управлять собой, имеет развитое восприятие, логическое мышление, воображение. Имеет интерес к учебному материалу.
Очень важно, чтобы было соответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями ребенка. Иначе у ребенка сформируется чувство тревоги, беспокойства и неуверенности в себе.
Низкая психическая готовность в целом может привести к отставанию в овладении учебными навыками, к общему ослаблению организма и к частым хроническим заболеваниям.
Признаки неготовности ребенка к школе
- ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса;
- у неподготовленного к школе ребенка слабо развиты связанная речь и умственные способности, он не умеет задавать вопросов, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у него нет привычки к элементарному контролю за собой;
- ребенок часто малоинициативен, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, он не стремится к творчеству. Его затрудняет общение со сверстниками и взрослыми по поводу учебных задач, у него нет интереса к познанию.
Признаки неготовности к школе касаются недостатков развития интеллектуальной, эмоционально – волевой, личностной сферы.
Причины неподготовленности могут быть органические и воспитательные.
Органические причины – различные отклонения в физическом и нервно – психическом развитии ребенка: снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций, ослабленность здоровья.
Воспитательные причины – связаны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем и дошкольном возрасте. Часто причиной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является педагогическая запущенность. Неблагоприятные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций приводит к снижению уровня развития ребенка и неподготовленности к обучению.
Умение читать и писать еще не гарантирует успешного обучения в школе. Приходит ребенок в первый класс – читает, считает, имеет довольно широкий кругозор, но на уроке не может сосредоточиться, небрежно выполняет задания, а когда начинается новый более сложный материал не хочет проявить старание, чтобы его освоить. Причины? Упущены качества, которые необходимо сформировать у ребенка в дошкольные годы, чтобы процесс усвоения знаний и умений шел успешно. Нужно наиболее полное, общее развитие ребенка, необходимо создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества. В самостоятельной деятельности с элементами творчества приобретает будущий школьник ценный опыт инициативного решения умственных и практических задач, умение учитывать позицию другого человека, вступать в сотрудничество, проявлять настойчивость в достижении цели.
Показатели активной мыслительной деятельности дошкольника:
- наличие интереса к учебной задаче и процессу ее решения;
- умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, производить при этом разнообразные мыслительные операции, анализировать, сравнивать, группировать;
- умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы;
- замечать ошибки у себя и у сверстников и исправлять их;
- умение выдвинуть новую познавательную задачу;
- способность относительно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельно применять найденные способы ее решения в практической деятельности.
Удачи, дорогие родители, будущих первоклассников. У вас и ваших детей теперь начинается новая «взрослая» жизнь. Терпения, мудрости, понимания радости.
С любовью, Светлана Дырина