«Принцы» и «Лягушки»

( поговорим о формировании самооценки у детей)

Что же такое самооценка?

Самооценка – это отношение ребенка к себе, к своим возможностям,  способностям, чертам характера.

Процесс этот на­чинается с самого раннего возраста и к началу школьного обучения считается уже сформированной и может повлиять на всю жизнь ребенка. Самооценка складывается из мнения о себе о своих возможнос­тях, способностях и из сравнения себя с другими людьми. Из мнения и оценок родителей о ре­бенке складывается мнение ребенка о самом себе. В семье ребенок узнает любят ли его, принимают ли таким каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение бла­гополучия – не благополучия, которое может помочь предположить кем он станет в будущем: «лягушкой» или «принцем».

«Принц» (победитель) — это человек,  преуспевающий в любом деле, которое он выполняет.

«Лягушка» (неудачник) – тот, кто считает себя не в силах осуществить намеченное.

Виды самооценки:

  • завышенная
  • заниженная
  • адекватная

Важно, чтобы то, как оценивает себя ребенок, совпадало с его реаль­ными возможностями.

Существуют различные тесты на определение уровня самооценки. Если вы сами затрудняетесь ответить на этот вопрос, то вот небольшие подсказки.

Для детей с адекватной самооценкой характерны: активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае выигрыша.

Дети с заниженной самооценкой — они пассивны, мнительны, обидчивы, у них повышенная ранимость. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то обижаются и уходят. Дети обладают высокой тревожностью, неуверенностью, агрессивными тенденциями поведения. Агрессия является компенсацией на критику, упре­ки, которые занижают самооценку ребенка. Чаще родители таких детей не дооценивают своих детей через таки фраз «Куда тебе!. Ты этого не умеешь. У тебя не получиться. Ты еще маленький. Ты глуп. и др.»

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше дру­гих, во время, разговора он старается прерывать собеседника. Он хочет по­казать свое превосходство, получить одобрение и высокую оценку своих особенностей. «Я самый лучший, сильный, красивый.  Вы все должны слушать меня». Однако он встречает иную реакцию. Это приводит к нарушению взаимоотношений. Ребенок пытается превзойти своих сверстников, но полу­чает отвержение.

Такой ребенок бывает агрессивным по отношению к другим детям, которые тоже хо­тят быть лидерами детской группы. Ребенок с завышенной самооценкой может дружить с пассивным, неуверенный в себе ребенком, т.к. тот его слуша­ется и удовлетворяет потребность в доминировании.

Завышенная самооценка часто бывает связана с завышенными требова­ниями к окружающим. Если окружающие не отвечают этим требованиям, то ребенок начинает капризничать, проявлять агрессию в отношении сверстни­ков или взрослых. Если ребенок не находит поддержки и одобрения, то не­гативные отношения с окружающими людьми и некоторыми свойствами темпе­рамента (высокая эмоциональность, сензитивность) может способствовать формированию неуравновешенности, неуправляемости эмоциональных реак­ций. Это ухудшает взаимодействие ребенка с окружающими людьми, препятс­твует совместной игре т.к. эмоционально неуравновешенному ребенку трудно справится со своими желаниями.

Родители таких детей чаще способствовали формированию завышенной самооценки сами такими фразами: «Ты исключительный! Ты самый лучший! Ты самый умный!» Также соответствующим поведением  со стороны родителей ,когда разрешалось ребенку перебивать взрослых во время разговора поощрялась безнаказанность и вседозволенность.

Сама адекватная самооценка еще не залог успеха в общении, если само­оценка деформирована, то это условие для социальной дезадаптации.

Неадекватное оценивание ребенком себя в процессе общения может стать основой для возникновения трудностей при завязывании социальных контактов.

Ребенка с завышенной самооценкой необходимо обучить  различным приемам общения, показать, какие фразы приводят к ссоре, какие могут отвести от нее.

Несколько советов родителям, заинтересованным в формировании адек­ватной самооценке.

  1. Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стреми­тесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и полу­чает удовлетворение от сделанного.
  2. Ребенка нельзя критиковать и унижать.
  3. Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начи­наний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.
  4. Не             забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркни­те достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.
  5. Показывайте  своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух и результаты дела.
  6. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его о самим собой (тем, каким он был вчера и возможно будет завтра).

Знайте, дорогие родители, от вас  зависит кем  по жизни будет ваш ребенок «Принцем» или «Лягушкой». А каким вы хотели его видеть?!

Удачи в воспитании!

С  Любовью, Светлана Дырина.

 

Запись опубликована в рубрике О воспитании, Полезные советы родителям. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *