Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ

Адаптация – это привыкание или приспособление детского организма к новой обстановке. Для малыша детский сад предстает как неизвестное пространство, с пугающими новыми отношениями и окружением. Кроха нуждается во времени, чтобы адаптироваться к новой жизни.
Начальный период посещения детского сада очень сложен для детей. Для облегчения процесса адаптации важно уделять ребенку в этот период особое внимание.
Что важно учитывать воспитателям в период адаптации ребенка?!
1. Культурно-гигиенические навыки.
— умение самостоятельно проситься и ходить на горшок, унитаз
— аппетит, умение самостоятельно и аккуратно кушать, особые вкусовые привычки или особенности питания (что-то не ест или есть на что-то аллергия)
— умение одеваться или пробовать, это делать самостоятельно
— наличие отрицательных привычек (сосет палец, пустышку, раскачивается,
— процесс засыпания, (любит поглаживания, массаж, сказку)
— сон какой? (крепкий, поверхностный, короткий по времени)
— бодрствование, (активный, любознательный, не проявляет интереса к играм, занятиям)
— режим (приходят вовремя или опаздывают, высыпается ребенок ночью или нет)
2. Индивидуальные особенности.
— настроение, желание идти в сад или слезы
— темперамент (экстраверт, интроверт)
— степень уверенности в себе (как заходит в группу идет сам или его
тянут, как реагирует на незнакомого человека и на новое помещение,
проявляет ли активность, стремиться исследовать помещение)
— умение взаимодействовать с другими детьми (контактность)
— поведение (проявление уверенности в себе, нерешительность, боязнь
спросить),
— самостоятельность (удается ли ребенку занять себя, как организует
освоение нового, может ли развернуть игровые действия, насколько
активно пользуется речью, часто ли обращается за поддержкой ко
взрослым)
— особенности нервной системы (подвижность, чувствительность,
возбудимость, неуравновешенность, медлительность, плаксивость)
— опыт разлуки с родными (есть или нет)
— особая привязанность к одному из родителей
3. Социальные навыки
— умение ребенка знакомиться с другими детьми,
обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки,
предлагать игрушки другим детям
— умение взаимодействовать со взрослыми, обращаться за помощью
(доброжелательность, активность), проявление интереса к действиям
взрослых

4. Познавательные потребности
— познавательный интерес, любознательность, интерес к игрушкам,
предметам быта, активность
— игра (умеет играть самостоятельно или нужна компания)
— обучаемость (как быстро ребенок слышит инструкцию и готовность и
желание ее выполнить)

5. Здоровье
— наличие хронических заболеваний, особенностей здоровья
— наблюдение и лечение у специалистов. Учтите после долгой болезни
процесс адаптации начинается заново.

6. Особенности воспитания.
— установление контакта с родителями, бабушками (внимание, подход)
— типы неправильного воспитания (кумир семьи, гиперопека,
воспитание в культе болезни)
— родители, особенности семьи (многодетная, малообеспеченная,
единственный ребенок, поздний)
Об особенностях семейного воспитания можно сделать предположения, если обратить внимание на следующие моменты.
• Дают ли родители ребенку время осмотреться или сразу пытаются вовлечь его во что-то, привлекая внимание к игрушкам?
• Заботятся ли родители о самочувствии ребенка?
• Доверяют ли ребенку?
• Сильно ли опекают?
• Жестко ли контролируют?
• Поддерживают или подавляют?
• Рассказывая о ребенке, говорят «Мы» вместо «он».?
• Доверяют ли родители педагогу или пытаются контролировать ситуацию общения с ним?
• Откровенны ли родители?
• Легко вступают в контакт с воспитателем и специалистами? Настроены ли на сотрудничество или пытаются конкурировать? Соглашаются или пытаются отстаивать свои интересы?
Чаще тревогу испытывают дети, родители которых сами проявляют тревожность и взволнованность.
В адаптационный период воспитатели должны заслужить доверие ребенка и обеспечить ему чувство уверенности и защищенности в детском саду.

Психолого-педагогические условия для облегчения процесса адаптации

1. Работа с детьми. Индивидуальный подход. Большее внимание на телесные ощущения. Коммуникативные коллективные игры.
2. Взаимодействие с родителями.

Важно выйти ребенку навстречу поздороваться, присесть рядом, чтобы глаза оказались на одном уровне с глазами ребенка.
Постараться заинтересовать ребенка. Предложить пройти посмотреть игрушки. Помните: первые контакты с ребенком – контакты помощи и заботы.
В детском саду воспитатель помощник и защитник ребенка. Не отказывайте ему во внимании и заботе. Ухаживая за маленьким ребенком, делайте все ласково, терпеливо.
 Важно учитывать вкусы, привычки и желания детей.
 Оказывать малышу помощь и поддержку во всех сложных для него ситуациях, связанных с различными бытовыми процессами.
 Сделать каждый режимный момент интересным, но не «заигрывать»
Следите за кожей ваших рук, чтобы она была гладкой, мягкой и сухой, не причиняла беспокойства ребенку. Прикосновение рук должно быть приятным. Недопустимо иметь длинные ногти.
Главное ваш личный пример. Постарайтесь научить детей ходить опрятными, чистыми, сухими. Только от ваших постоянных усилий и внимания будет зависеть, научиться ли ребенок ощущать комфорт и удовольствие от чистоты своего тела, будет ли стремиться выполнять гигиенические процедуры.
Еда и сон наиболее критические моменты в период нахождения детей в детском саду. Промахи в их организации и проведении могут вызвать плач и нежелание ходить в детский сад, отказ от еды и появление страхов. Благотворное влияние пищи зависит от эмоционального состояния ребенка и окружающей его обстановки. Выясните у родителей традиции кормления ребенка в семье, вкусы и привычки. Не заставляйте кушать.

В постель можно брать свою любимую игрушку. Если малыш не хочет спать, то скажите ему, что он только полежит на своей кроватке со своей игрушкой. Можно посидеть с малышом, ласково погладить и приговаривать, «машины ручки будут отдыхать, и ножки будут отдыхать», можно спеть колыбельную песню, почитать сказку.
В группе может сложиться свой ритуал укладывания:
• Малыши могут взять в кровать игрушку.
• Спеть колыбельную. Обязательно подойдите к каждому ребенку (поправить одеяло, укрыть, сказать ласковое слово, погладить)
• Ребенка должна встречать подготовленная ко сну кровать.
• Никто из взрослых не должен громко разговаривать.
• Ребенок может выйти в туалет, не спрашивая разрешения у воспитателя.
• Некоторые дети трудно засыпают. Им нужно ваше внимание. Посоветуйтесь с родителями.
• Обязательно надо раздеть (одеть пижаму) ребенка перед сном.
Пробуждение.
Если некоторые дети еще не проснулись после сон часа лучше не будить их. Подъем можно провести так, чтобы малыши почувствовали вашу любовь, заботу и ласку. Можно сделать легкую гимнастику в постели. Важно показать детям, что их пробуждение встречено с радостью.
Главное, в первые недели пребывания в детском саду, чтобы он освоился в новой обстановке, привык к воспитателям, решил для себя, что воспитатель — как мама.
Одевание.
Не отказывайте ребенку в помощи. Тех детей, которые не умеют что-то делать, надо терпеливо учить. Ребенок должен чувствовать, что вы учите его для того, чтобы он мог все делать сам как большой. Постоянно надо разговаривать с ребенком.
Одобрение постоянное при проявлении самостоятельности необходимо. Хвалите его за любое достижение, оцените его усилия. Пусть он постоянно чувствует, что вы радуетесь его успехам, поддерживаете его, уверены в его силах и возможностях. Похвалите ребенка родителям. Если похвала за дело – она пойдет на пользу.
Вопросы для педагогов:
1. На какие важные моменты, мы должны обратить внимание при адаптации ребенка к детскому саду?
2. Как процесс воспитания будет влиять на адаптацию ребенка к саду?
3. Необходимо ли найти контакт с родителями и как?

Запись опубликована в рубрике Полезные советы родителям, Родителям о дошкольниках. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *