Вседозволенность в воспитании детей

 

В автобусе ребенок, которого держат на руках, дотрагивается ботинком до моих белых брюк и вымазывает их. Я попросила его маму:

—        Скажите, пожалуйста, малышу, что так делать нельзя!

Извините, не могу. Я воспитываю сына по японской методике. До пяти ему нельзя ничего запрещать!

Тут же к ней подходит парень, достает изо рта жевательную резинку. Наклеивает мамочке на лоб и говорит:

—         Меня тоже по этой методике воспитывали

«До 5 лет можно все!» — У нас этот способ воспитания называют японским. Но на самом деле в Японии о нем ничего не знают. Родителям предлагается до 5 лет ничего малышу не запрещать, а с 5 до 15 ребенок воспитывается в строгости. Плюсами методики считаются:
—  развитие творческого потенциала малыша (ведь он ничего не боится, может испробовать все, и его не накажут).
—  воспитание уверенной в себе и свободолюбивой личности, которая не знает преград и не боится отстаивать свою точку зрения (если верить тому, что характер закладывается до 5 лет). Печальные результаты

Однако таким образом можно воспитать только неприспособленного к жизни человека.  Ведь у него формируется неправильное представление о мире, рамках дозволенности, правилах воспитания. Он не понимает, что существуют вещи, которые могут быть опасны для жизни. Поведение таких детей редко бывает адекватным. Как правило, последствия «японской» методики приходится исправлять психологам или психотерапевтам.

А в 5 лет ребенок переживает шок: ему вдруг начинают все запрещать, ставят в жесткие рамки. Это может сломать детскую психику. Как минимум, ребенок начнет думать, что родители разлюбили его. Ведь раньше носили на руках, а теперь ругают.

Через год он отправится в школу, где есть определенные правила. Адаптироваться будет сложнее.

Поэтому следует вкладывать в головы детей с рождения понятия «можно» и «нельзя». Иначе вы воспитаете избалованного ребенка, который будет испытывать трудности, оказавшись в группе людей.

Как влияет вседозволенность со стороны родителей на ребенка, посещающего детский сад. Приходя в детский сад, ребенок резко попадает в другую социальную среду: встречается с новыми правилами, новыми требованиями и новыми людьми. Очень часто детсадовские режим дня и методы воспитания отличаются от домашних. И если в семье ребенку никто не дает оценок, там он для всех самый лучший, то в группе это зачастую уже не так. Поэтому родителям необходимо принять во внимание, что в детском саду в той или иной мере ребенка будут оценивать и наверняка сравнивать с другими. И он не всегда будет оказываться самым лучшим. Это нормальное явление, которое подготовит малыша к выходу во взрослый социум во всем его многообразии.

Детям, которым все позволяют, которые не встречают запретов со стороны окружающих, все равно рано или поздно придется приспосабливаться к требованиям, обусловленным несовпадением интересов различных людей, но сделать это будет гораздо труднее. Первый же отказ, запрет, встреченный таким ребенком, он будет переживать как стресс, которым постепенно наполнится вся его социальная жизнь. Поэтому для малыша лучше, если он привыкнет делать не только то, что хочет, но и то, что надо.

В случае же, если ваши опасения по поводу слишком строгого стиля воспитания в саду подкрепляются объективными признаками – ребенок угнетен, часто находится в плохом настроении, категорически отказывается идти в детский сад – попытайтесь точно установить причину его усталости и раздражения. Ведь дело может быть совсем в ином. Например, малыша могут угнетать режим, качество и непривычность пищи, «публичность» (присутствие других детей во время сна, туалета), нескладывающиеся отношения с одногруппниками. Если же у ребенка возникает ощущение, что к нему плохо относятся, обязательно установите контакт с воспитателем, постарайтесь вместе с ним разобраться в состоянии малыша.

Беседу ни в коем случае нельзя строить в ключе обвинения. Обязательно отметьте заслуги воспитателя, поблагодарите его, расположив таким образом человека к себе. Затем поинтересуйтесь, не заметил ли он каких-то изменений в поведении и настроении вашего ребенка.

Задача родителей – попытаться, насколько это возможно, побудить воспитателя принять участие в судьбе их ребенка, проявить гибкость и сочувствие к его состоянию. Ваша позиция должна быть такой: «Давайте подумаем вместе, что можно сделать». Ведь цель вашей встречи – смягчить возможные шероховатости в контакте ребенка и воспитателя.

Поговорите с ребенком. Самое неприятное для ребенка – почувствовать, что вы солидарны со «злой воспитательницей» и, отступая от привычных домашних правил, предаете его. Поэтому важно психологически отделить себя от позиции воспитателя. Объясните малышу, что взрослые не всегда бывают правы, что и они могут ошибаться. Можно разобрать конкретные эпизоды и рассказать, как вы поступили бы в таких случаях. Это позволит пробудить в малыше полезную критичность по отношению к старшим и одновременно добавит доверия к вам. Такая стратегия не подорвет авторитет взрослых, а просто освободит вас от гнета лицемерия, которое всегда чувствуют дети.

Удачи, дорогие, родители! Я вас люблю!

Запись опубликована в рубрике О воспитании, Полезные советы родителям, Родителям о дошкольниках. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *