В современных условиях перехода к ФГОС дошкольного образования (ФГОС ДО) особое внимание уделяется развитию личности, мотивации и способностей ребенка в различных видах деятельности по всем образовательным областям. В разработке стандарта учтены особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
Условия дополнительного образования имеют хорошие возможности для развития и социализации детей с ОВЗ.
Под социализацией понимается процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия.
ФГОС ДО ориентирует нас на социально-коммуникативное развитие дошкольников, которое включает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, в том числе моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, и т.д.
На базе МБОУ ДО «ЦДОД им.В.Волошиной» г. Кемерово в рамках объединения «Школа радости» накоплен многолетний опыт развития и социализации детей с особыми потребностями. Объединение «Школа радости» создано на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной» г. Кемерово в 1991 году и нацелено на всестороннее развитие личности дошкольника и подготовку его к школе. «Школа радости» удовлетворяет потребности родителей в развитии и дополнительном образовании их детей, уделяя особое внимание социализации дошкольников.
Организация воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста осуществляется в условиях кратковременного пребывания детей (в течение 2 – 3 часов в день, 2-3 раза в неделю). Развитие детей осуществляется в рамках дополнительных общеразвивающих программ: музыка, развитие речи, АБВГДейка, сказка, занимательный английский, занимательная математика и конструирование, экология, ритмика, развивающие игры. Программы предлагают насыщенное разностороннее содержание и развивают детей дошкольного возраста по всем основным областям развития в соответствии с ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
В течение всего времени существования «Школы радости» в ней обучались дети с различными особенностями здоровья. В последние годы увеличилось количество детей с ОВЗ. Педагогами – психологами «Школы радости» проводится целенаправленное наблюдение за детьми с ОВЗ. Наблюдение показало, что обучаться приходят дети с различными особенностями: речевые нарушения, гиперактивность, ЗПР, нарушение зрения, соматические заболевания. При поступлении в объединение родители этих учащихся высказывают основное пожелание – социализировать их детей к детскому коллективу.
Социализация таких детей требует особого подхода. В связи с этим педагогический коллектив стал искать возможности создания комфортной обстановки для развития и социализации детей с ОВЗ, обучающихся в «Школе радости». На базе нашего объединения в условиях учреждения дополнительного образования сложилась следующая система работы с детьми с ОВЗ и их родителями. Она включает 3 этапа: диагностический, коррекционно-развивающий и итоговый.
Первый этап – диагностический
При поступлении детей в «Школу радости» по согласию с родителями проводится психолого-педагогическая диагностика детей. Особенность и трудность в условиях учреждения дополнительного образования заключается в том, что не всегда родители согласны озвучить диагноз ребёнка или скрывают его. В таких случаях методом наблюдения педагоги и психологи определяют особенности ребёнка и пытаются установить доверительные отношения с родителями.
На этом этапе проводится сбор данных о ребенке с ОВЗ: его социальный статус, интересы, психолого-педагогические особенности, особенности здоровья, воспитания, физические особенности ребенка. Проводится индивидуальная беседа с родителями. По итогам диагностического этапа составляется психолого-педагогическая характеристика и индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ.
По результатам диагностики можно отметить наиболее часто встречающиеся психолого-педагогические проблемы у детей с ОВЗ, на которые необходимо уделять внимание при их социализации: дети испытывают трудности при взаимодействии с детьми и взрослыми, имеют повышенный уровень тревожности, имеют трудности при расставании с мамой, отсутствие навыков саморегуляции собственных действий, не могут свободно выразить свои чувства и мысли, не умеют выходить из конфликтных ситуаций.
Второй этап – коррекционно-развивающий
Работа с детьми с ОВЗ осуществляется через групповые занятия, индивидуальные занятия психолога и логопеда, коррекционно-развивающие занятия с детьми с ОВЗ педагогов и психологов в мини-группах, дополнительные кружковые занятия по интересам. Детей с ОВЗ мы не выделяем в отдельные группы, а стараемся их включить в группы с другими детьми. По результатам диагностики педагогами-психологами всему педагогическому коллективу даются рекомендации по работе с детьми с ОВЗ для реализации индивидуального подхода и дифференцированного обучения на групповых занятиях.
В учреждении дополнительного образования отсутствует медицинский работник, поэтому развитие и социализация детей с ОВЗ проводится только через их психолого-педагогическое сопровождение.
Нами был разработан алгоритм (маршрут) психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в объединении.
Специалистами составляется индивидуальный план работы на основе первичного обследования
⇓
Разработка рекомендаций для всех педагогов
⇓
Взаимодействие с родителями
⇓
Работа с детьми по индивидуальному плану
⇓
Обследование по выявлению динамики развития
Для себя мы понимаем под маршрутом психолого-педагогического сопровождения развития детей с ОВЗ — путь взаимодействия с родителями и детьми с момента обращения родителей в объединение и до выпуска из «Школы радости».
С учетом имеющихся возможностей УДО мы определили основные задачи совместной деятельности педагогов и специалистов (психологи, логопед) в оказании помощи детям данной категории и их родителям:
- развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей),
- осуществление полноценной адаптации в группе сверстников,
- проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми,
- подготовка к школьному обучению,
- оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
Содержание работы с детьми осуществляется по дополнительным общеразвивающим программам: музыка, развитие речи, АБВГДейка, сказка, занимательный английский, занимательная математика и конструирование, экология, ритмика, развивающие игры, изобразительная деятельность.
Работа с детьми с ОВЗ проходит в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании через разные формы работы и разных специалистов.
Исходя из того, что важнейшей составляющей механизма становления социального опыта ребенка выступает деятельность, в объединении «Школа радости» ведущей деятельностью детей является игровая деятельность. Особенно полезны для социализации дошкольников коллективные сюжетно-ролевые игры. Дети старшего дошкольного возраста способны к эмпатии к лицам и фигурам, которые никогда не встречались в реальности, а следовательно сочувствуют героям сказок, фильмов. Поэтому на занятиях часто используются сказочные герои из мультфильмов, которым нужна помощь, и дети активно включаются в игровой сюжет и помогают главному герою. Это является хорошей школой социального развития.
Взаимодействию с родителями, работе с семьей ребёнка с ОВЗ мы уделяем особое внимание. Это взаимодействие происходит по двум основным направлениям:
- повышение психолого-педагогических компетенций родителей,
- оказание содействия в социализации детей.
Наши специалисты стараются помочь родителям определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка, подготовить и настроить родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов помощи их ребенку.
Из нашей практики можно отметить, что родители детей с ОВЗ больше склонны к гиперопеке над ребёнком, у таких детей мало домашних обязанностей и в процессе их воспитания почти совсем не применяются ограничения и наказания. Неправильное отношение родителей, а также чрезмерно авторитарный или слишком либеральный стиль воспитания может вызвать различные нарушения и трудности в адаптации и социализации ребенка. Учитывая это в особых случаях мы проводим диагностику нарушений в процессе воспитания ребёнка, результаты которой обсуждаются с родителями.
В объединении в ходе индивидуальных и тематических консультаций, родительских собраний, занятий-практикумов, индивидуальных бесед, консультаций, интернет-статей родители получают всю необходимую информацию о том, как создавать спокойную, доброжелательную атмосферу по отношению к ребенку, организовывать правильный режим дня и питания, создавать условия для гармоничного развития ребенка в домашних условиях.
Третий этап – итоговый
На этом этапе проводится обследование по выявлению динамики личного развития и социализации ребенка. Обследование проводится в форме анкетирования родителей и педагогов «Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации» (А.Остроухова), «Анкета для родителей» (Л.В.Макшанцева), «Индивидуальный стиль социального развития ребенка».
Наш опыт работы показывает, что специально организованный коррекционный воспитательно-образовательный процесс, взаимосвязь в работе всех специалистов с детьми и родителей дает положительный результат, поднимает ребенка на более высокий уровень развития, развивает личностные качества, которые позволяют адаптироваться в социуме, обеспечивает подготовку детей к школьному обучению.
Основным результатом эффективной социализации является показатель адаптированности ребенка к социальной среде, успешная интеграция в жизни общества. Критериями и показателями сформированности социализации являются отношение ребенка к обществу, социально-значимой деятельности; степень активности жизненной позиции; направленность личности на предмет социальных отношений; степень сформированности социального опыта.
К концу периода обучения в объединении «Школа радости» дети с ОВЗ становятся способны принимать участие в командных играх и развлекательных мероприятиях, для которых характерно определение общей цели и плана действий. Дети усваивают нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Дети приобретают навык сотрудничества, умение договариваться, учатся регулировать свои чувства и понимать чувства других, а также изучают социальные роли и правила поведения, связанные с определенными социальными ситуациями.
Самыми главными и ценными результатами работы по социализации детей с ОВЗ педагогический коллектив считает многочисленные слова благодарности от родителей. С их слов, развитие их детей в объединении начинается с добра, любви и уважения к ним. Педагоги стараются уделить внимание каждому воспитаннику, чтобы ему было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали, принимали и ценили.
Таким образом, в рамках объединения «Школа радости» в условиях дополнительного образования сложилась определенная система работы с детьми с ОВЗ и их родителями, которая дает положительную динамику развития и социализации дошкольников.
Список использованной литературы:
- Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития [Текст]/ Л.Б. Баряева ЦДК, С-П, – 154с.
- Жулина, Е.В. Основы социальной реабилитации [Текст]/ Е.В. Жулина ТЦ Сфера, М., 2005. — 187 с.
- Шевченко, С.Г., Белова, И.К., Былич, Р.В. Методические рекомендации Готовимся к школе под редакцией [Текст]/ С.Г. Шевченко, И.К. Беловой, Р.В. Былич Ростов-на-Дону